ЩЕРБИНА Ф.А. Казачьи герои и сподвижники. ПРЕДИСЛОВИЕ

МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАН УЧАЩИМИСЯ 8-х КЛАССОВ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ "КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА".
Щербина Ф.А.  Казачьи герои и сподвижники. - Прага, 1930. (Подготовил А. Дейневич по изданию оригинала).
Щербина Ф.А. для адыгейских и кубанскихисториков пример глубокого знания и объективного освещения истории родного края.
Х. Тугуз
ПРЕДИСЛОВИЕ
Фондом памяти Ф.А. Щербины подготовлен и впервые в новейшее время переиздается сборник очерков крупнейшего кубанского историка, рассказывающих об отдельных эпизодах далёкой уже от нас Кавказской войны, сложного периода в истории русско-горских отношений.
Существует два взгляда на длившуюся около семи десятилетий Русско-черкесскую войну: российская версия, рассматривающая покорение Западного Кавказа как войну оборонительную, вызванную необходимостью укрепить южные границы государства, обезопасить морские торговые пути, и версия горских народов, для которых война превратилась в национальную освободительную борьбу за свободу и независимость Родины, против геноцида со стороны российского царизма.
«Получался как бы заколдованный круг, - писал Ф.А. Щербина, - горцы шли за добычей, подрывая экономическую жизнь казака, а казак мстил за это, разоряя горца. Столкновения начинались с мелких набегов и хищений горцев. За мелкими свалками следовали крупные дела. Стычки переходили в войну, собирались многочисленные скопища, посылались русскими грозные экспедиции в горы. И чем чаще и строже карали русские черкесов, тем ожесточённее черкесы производили набеги. Война то тлела чуть заметно, то разгоралась в крупное зарево. Пылали черкесские аулы, хлеб и сено, угонялся скот и приносились в жертву военному Молоху человеческие жизни».
В истории дореволюционной России это была самая продолжительная и напряжённая война. «Более 77 тысяч русская армия потеряла в ходе боевых столкновений с горцами Северного Кавказа, - свидетельствует военный историк Ю. Балуевский, - такого числа потерь русская армия не знала со времён Отечественной войны 1812 года».
Основываясь на исторических материалах, Ф.А. Щербина рисует читателю яркие примеры стойкости и героизма духа казаков, волею судьбы поставленных на службу Российскому государству.
А. Дейневич, член Краснодарского краевого благотворительного Фонда памяти Ф.А.Щербины

ОТ АВТОРА
Взятые из моей книги 12 очерков заключают уже в себе две характерные черты для той высокодраматической и переполненной ужасами эпопеи, которая называется Кавказскою войною с горцами и которая длилась непрерывно почти 70 лет.
Фактическое содержание, взятое для этих очерков, даёт представления, с одной стороны, о жертвенной службе казаков в немногих, но ярких эпизодах казачьего героизма и подвижничества; а с другой, невольно наводит на мысль о двух периодах - о начале Кавказской войны и о пятидесятилетнем периоде мирной жизни после войны, при участии в обоих периодах горцев и казаков, в данном случае главным образом кубанских казаков и в слабой, по объёму материалов, степени терских и донских. Кавказская война началась с той поры, когда кубанские казаки заняли под свои территории и жилище земли, примыкающие с правой стороны Кубани.
«Коли пани скубуться, у хлопців чуби тріщать», гласит украинская поговорка, приложимая и к Кавказской войне. В историческом ходе событий панами были Северный Левиафан, входивший в полную силу, и Южный Падишахизм, начавший пошатываться в своем величии - Россия и Турция, а хлопцами оказались живущие рядом соседи - горцы и казаки. В соседских взаимоотношениях горцы придерживались своей идеологии и обычаев, а казаки своих. Различия обуславливались степенью культурности тех и других.
Грузинский П.Н. Горцы покидают свой аул. 
Горцы придерживались более примитивной военной идеологии и обычаев, чем казаки, и в этом различии крылись уже причины мелких столкновений и загоравшейся вражды, портивших взаимоотношения сторон.
Тем не менее, несмотря на столь резкие различия в военной идеологии и обычаях соседей - казаков и горцев, народ по обеим сторонам Кубани был народом. При занятии черноморцами своей территории, между ними и соседними черкесами были самые дружественные отношения: они мирно, бок о бок жили, навещали друг друга, а горцы, как старые хозяева в крае, наделяли черноморцев семенами, скотом, садовыми саженцами и другими предметами для постановки и ведения хозяйства. Добрые отношения продолжали существовать и тогда, когда появились конфликты в форме хищений скота у казаков и ночной поживы у них же. Возможно, что эти правонарушения могли быть ослабляемы и урегулируемы народным разумом и авторитетом, до войны при таких условиях дело не доходило и не в них крылись причины войны.
Во взаимоотношения между казаками и горцами вмешались паны и повели дело по другой линии. Большие государства - Россия и Турция, пустили в оборот войну со всеми её ужасами и лишениями. В результате войны большая часть горцев переселилась в единоверную Турцию, а меньшая осталась на родине.
Вот тут-то непобедимая войною историческая эволюция сказала своё последнее слово. Менее чем через полстолетия, горцы и казаки в мирных условиях, без войны, окончательно сжились друг с другом. Когда наступил освободительный период после революции в России, и кубанские казаки быстро стали на собственные демократические ноги, вместе с ними стали единоправными и единомышленными членами и горцы. Когда же грянула война с большевиками, горцы пошли рука об руку с казаками против общего врага и так же, как казаки, жертвовали жизнью и достоянием за родной Кубанский край и независимость его полноправного населения.
Таким образом, на заре XIX столетия, перед началом войны с горцами, войною быстро были придушены завязавшиеся добрые отношения казаков с горцами, а в начале XX века, после 50-летней совместной мирной жизни, горцы и казаки стали не врагами, а единомышленниками в своих жизненных потребностях и социальном строительстве. Факт высокого исторического значения. Произошёл огромный сдвиг в идеологии сожительствующих народностей. Прежние враги, несомненно, носят уже в себе близкие по идеологии задатки в духе общечеловеческих идеалов материальной культуры и духовного развития.
Находясь в эмиграции, казаки в своих головах и сердцах вынашивают в данный момент мучительный вопрос: быть или не быть казачеству? Ни один казак, любящий свою родину и сложившиеся исторические условия и порядки своей демократической жизни, не ответит, конечно, отрицательно на этот вопрос.
Приведу другую поговорку: «гуртом і батька добре бить», а ведь у казаков не родных, а непрошенных «батьків - ни проглянуть, ни продуть». Цур им! Казаки и без них уже совершили раз свой исторический акт. После революции в бывшей России они сразу же на началах народоправства построили свои демократические учреждения и органы самоуправления, но провели это не сообща, а обособленно каждым войском. Почему бы частично не повторить нечто маленькое, общедоступное, легко практически исполнимое, но по своей общеказачьей форме большое и показательное: в дополнение к имеющимся уже у казачьих научных организаций материалам, пусть казаки дадут с разных мест новые материалы -свои мнения, отзывы и факты казачьего геройства и подвижничества, а научные казачьи организации разработают и осветят то, что особенно дорого казаку и всякому культурному человеку - факты казачьего героизма и высоких моральных подвигов. У казаков есть что сказать и чем оживить себя и поднять бодрый дух у своих же братьев казаков. Казак казака видит издалека, попробуем, казаки, и говорить, по своей казачьей сноровке, сообща - не только вблизи, но и издали. Действуйте, казаки! Под лежачий камень вода не течёт.
Ф. Щербина
КАЗАЧЬЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Жизнь вне Родины, тяжёлые условия существования в эмиграции и особенно распорошенность казаков в Европе и в других частях света крайне неблагоприятно влияют на быстрые сношения и желательное единение казаков между собою. По мысли председателя Общества и его идейного руководителя старейшего казака-черноморца с Кубани профессора Ф.А. Щербины, правления Общества изучения Казачества и Союза кубанских писателей и журналистов решили произвести опыт единения и взаимоотношений между казаками всех войск в области казачьих деяний героического и высокоморального характера. Данные о героях казачьего духа в этом смысле слабо использованы печатью, но их очень много в казачьих архивах и ещё больше в семейных хрониках казаков и в устной передаче. По своему содержанию и колориту, согласно с общепринятыми моральными взглядами на борьбу за родину и защиту её населения, факты о героях казачьего духа имеют огромное нравственное и воспитательное значение для самих казаков и могут дать точные и правильные сведения о казачестве иностранцам, имеющим скудные, односторонние и нередко превратные представления о казаках с их демократическими учреждениями и историческим стажем народоправства, слагавшихся при неблагоприятных условиях.
Наиболее подходящим способом связи казачьих писателей и читателей можно считать распространение сведений о казачьей жизни и деятельности в виде небольших и возможно дешёвых брошюр. Необходимо, чтобы для дальнейшего развития предпринимаемого дела, оно было обосновано именно на принципе взаимного общения казаков. Нужно, чтобы казаки не только читали, но и сообщали такого же рода, как в брошюрах, сведения для новых изданий из своих семейных хроник, циркулирующих среди казачьего населения рассказов, неиспользованных ещё сырых материалов и вообще делились указаниями на малоизвестные источники и на знающих лиц или известных рассказчиков о характерных подвижниках и эпизодах из казачьей жизни и деятельности. Особенно желательны сообщения о героях и подвижниках казачьего духа, участвовавших в последней мировой войне и в войне казаков с Советской Россией. В данном случае просьба к казакам, чтобы они присылали в Общество изучения казачества материалы и сообщения, не стесняясь формою изложения; важно, чтобы был точен факт и ясны условия его совершения.
Предпринимаемым опытом правления двух казачьих культурно-научных организаций преследуют наряду с подъёмом казачьего духа и самосознания, цель не наживы, а образование своего денежного казачьего фонда, в который будут поступать все, за исключением самых необходимых расходов, излишки. С этою же целью будут предприняты и переводы казачьих изданий на иностранные языки, для содействия, при реализации которых, было бы желательно получить указания со стороны казаков, живущих в различных государствах и близко знакомых с условиями местной жизни и печатного рынка.
Издания будут выходить отдельными брошюрами или сериями на русском и украинском языках. На первый раз взяты готовые показательные очерки из книги профессора Ф.А. Щербины «Очерки борьбы русских с черкесами», изданной в 1912 г. и представляющей библиографическую редкость. Материалы для очерков автор черпал главным образом из архивных источников, работая над составлением своих капитальных трудов - первого и второго томов «Истории Кубанского казачьего войска». Названные очерки помечены 1-м выпуском и из 35 очерков для настоящей брошюры взято лишь 12 эскизов, характеризующих различные роли и положения казачьих героев и подвижников в разных условиях.
Приступая к делу, мы питаем искреннюю надежду на содействие в предпринимаемом опыте всех казачьих организаций, начиная с их верхов и до низов, в особенности казачьих станиц и передвижных организаций, соприкасающихся при передвижениях со своими собратьями казаками в разных местах эмиграции. Общее казачье дело в области казачьего героизма и подвижничества требует и общего содействия казачьих организаций при реализации его.
Правление Общества изучения Казачества и Союза кубанских писателей и журналистов. Прага. 1930.

Комментариев нет:

Отправить комментарий