ЩЕРБИНА Ф.А. Казачьи герои и сподвижники. Ч.I.

I. ГЕРОЙСКАЯ СМЕРТЬ ТИХОВСКОГО и 146 СПОДВИЖНИКОВ ЕГО
Смерть полковника Льва Тиховского и ста сорока шести сподвижников его, сложивших головы в защиту родины, представляет классический пример геройских подвигов казачества на Кавказе. Люди пали в бою не из воинственного задора, а жертвою нравственного долга перед родиной и населением.
Дело происходило в январе 1810 года. Стояла суровая зима. Льдом покрылась глубокая и бурная Кубань. Благодаря этому, черкесам был открыт свободный доступ в Черноморию и они не замедлили воспользоваться удобствами переправы по льду через Кубань для набега.
Из Закубанья до казаков, стороживших кордонную линию, доходили в это время тревожные слухи. Мелкими и крупными партиями черкесы пробирались уже тайком в разных местах линии через Кубань, в Черноморию. В аулах за Кубанью шла деятельная подготовка к войне. Горец Хамыш сообщил 13 января есаулу Порохне, что в горах составлялось грозное военное ополчение черкесских племён для нападения на Елизаветинский и Павловский кордоны. Что-то жуткое, зловещее чувствовалось кругом, точно перед грозой.
И гроза разразилась 18 января.
В 9 часов утра сторожевой разъезд обнаружил переправу черкесов по льду Кубани, близ Ольгинского кордона. Черкесы шли на казачью линию огромной толпой. Это было то самое ополчение горцев, о котором пять дней тому назад Хамыш известил есаула Порохню.
Торжественно, с четырьмя распущенными знамёнами - двумя красными и двумя белыми, черкесское ополчение дружными рядами покрыло Кубань и её берега.
1 июля 1842 года был сформирован лейб-гвардии Черноморский казачий дивизион.
Художник Гебенс А.И. Лейб-гвардии Черноморский Казачий дивизион.
1858 год. Холст, масло.
Начальник сторожевого разъезда зауряд-хорунжий Жировой немедленно дал знать о появлении черкесов в Ольгинский кордон полковнику Тиховскому, незадолго перед тем отразившему скопище горцев. В это время через Кубань переправилось уже до трёх тысяч всадников. Черкесская пехота находилась ещё по ту сторону реки, готовясь вслед за конницей перейти по льду Кубань.
Рубо Ф.А. Черкесский набег.
Часть переправившейся конницы сразу же бросилась к Стеблиевскому и к Ивановскому куреням, а часть заняла дорогу на Славянский кордон и отрезала все пути сообщения с Ольгинским кордоном. Общее число неприятелей было не менее 4000 человек. Горцы приготовлялись громить Ольгинский кордон.

Но в это время сам кордон пошёл навстречу горцам. Двести казаков, под командою полковника Тиховского, с одною трёхфунтовою пушкой, оставили кордон и храбро двинулись против трёхтысячного войска неприятелей. Произошло нечто невероятное по отваге и мужеству. Казаки спешились с лошадей и, оставивши их в кордоне, сами пошли к Кубани, чтобы сразиться с черкесами, густыми массами покрывавшими всю ближайшую местность.
Завязался бой трёхсот человек с тремя тысячами. Оглашая воздух громкими криками, черкесы надвинулись широкой лавиной на малочисленный казачий отряд. Казалось, что бурный поток черкесских наездников в мгновение ока сотрёт с лица земли горсть черноморских смельчаков.
Но раздался зловещий звук казачьего орудия и дружный залп двухсот ружей - черкесы смешались и невольно попятились назад. Целый ряд убитых и раненых горцев остановил атаку. Горцы бросились подбирать пострадавших. Казаки успели зарядить пушку и ружья. Раздался новый залп - и новые жертвы оказались в рядах нападавших черкесов.
Подобравши убитых и раненых товарищей, горцы начали отступать. Но как раз в это время к черкесской коннице присоединилась пехота, переправившаяся через Кубань. Горцы снова повели атаку против казаков. И снова грянувшая пушка и ружейный залп расстроили наступление черкесских всадников и пехоты. Казаки не уступали своей позиции и не упускали ни одного момента, чтобы держать в почтительном отдалении многочисленного неприятеля, не имеющего возможности вредить казакам одним ружейным огнём.
Так продолжалось сражение целых четыре часа. Казаки видели, что главная их цель была достигнута. Они успели задержать большую часть черкесского ополчения от набега на казачьи жилища. По-видимому, малочисленный казачий отряд так и должен был остаться до конца господином сражения.
Но вдруг показалась новая туча всадников.
Это скакали черкесы, ограбившие Стеблиевское и Ивановское селения. На беду казаков, выстрелы привели новое тысячное подкрепление горцев с противоположной стороны - в тыл казачьему отряду. Одно это уже ставило в крайне рискованное положение отряд Тиховского. Но тут над казаками стряслась новая беда. У них не хватило ни пушечных, ни ружейных зарядов.
Когда перестали действовать казачьи ружья и пушка, горцы моментально окружили казачий отряд. Началась жестокая расправа озлобленных черкесов. Весь израненный полковник Тиховский скомандовал: «в ратища!» чтобы казачьими пиками пробить отряду дорогу к Ольгинскому кордону, в котором были заряды и можно было найти защиту.
Но конец сражения был короток: горцы задавили своею огромною массою малочисленный казачий отряд. Под ударами черкесских шашек пал прежде всего начальник отряда Тиховский. Убиты были хорунжий Кривошея, зауряд-хорунжий Жировой, 4 урядника и 40 казаков.
Благодаря наступившей темноте, есаул Гаджанов с урядником и 16 казаками успели уйти с места боя незамеченными, но многие из них тут же умерли от ран.
Сорок покрытых ранами казаков были взяты черкесами в плен. Пушку горцы торжественно повезли за Кубань, как трофей победы. Но за самую победу они заплатили так дорого, что им не пришлось праздновать её. Только на месте сражения у них оказалось 500 трупов, кроме раненых.
Так закончился кровавый бой Тиховского и его сподвижников с черкесами. С тех пор прошло более ста лет и былью порос беспримерный подвиг черноморских героев. Но на страницах казачьей истории никогда не угаснет святая жертва за родину и родное население и навсегда останется память о самоотверженном подвиге павших героев. Тиховский и его сподвижники - это наш казачий Леонид и наши казачьи спартанцы.
Но такое значение подвига Тиховского и его сподвижников долго было не оценено и не понято современниками. Одни черноморцы душою и сердцем чувствовали величие жертвы сложивших головы за родину казаков.
В 1848 году подполковник Барыш-Тыщенко возбудил ходатайство о постановке памятника Тиховскому и его сподвижникам. Но черноморцам не разрешено было открыть подписку между своими же казаками для сбора пожертвований на памятник.
Только жители станицы Новокорсунской, не спрашивая разрешения, соорудили в станичной церкви образ с надписями на нём имён Тиховского, Гаджанова, Кривошеи, Жирового, 4 урядников и 140 казаков.
Несколькими годами позже черноморцы снова вспомнили о Тиховском и его сподвижниках, и наказный атаман генерал Филипсон разрешил подписку пожертвований на сооружение памятника, но тогдашний главнокомандующий войсками князь А.И.Барятинский нашёл неуместным такое чествование казачьих героев на том основании, что все они были или убиты или изранены. Вместо монумента разрешено было поставить на месте битвы простой каменный столб с надписью о событии.
Наконец, в 1868 году войсковой старшина Вареник ещё раз попытался выхлопотать разрешение на сооружение памятника. На этот раз хлопоты черноморцев удались, и памятник был поставлен 23 ноября 1869 г.
Нужно было возбудить три ходатайства, чтобы в течение 21 года канцелярской переписки достигнуть столь скромного напоминания потомству о великом подвиге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий