ЩЕРБИНА Ф.А. Казачьи герои и сподвижники. Ч.IX.

IX. МОРЕХОДНАЯ КАВАЛЕРИЯ
В одну из свирепствовавших в 1848 году бурь на Чёрном море была сильно повреждена казённая лодка, попавшая к скалистым берегам близ мыса Дооб и укрепления Кабардинки.
Лодка стояла на якоре, но когда разразилась буря, шкипер обрубил канат от якоря и направил лодку к черкесскому берегу. Судно прибило волнами к ущелью Чусхаб, но к самому берегу оно не могло пристать, дул сильнейший моряк и, при небольшом морозе, прибой волн был так силён, что не было никакой возможности сойти с судна на берег. Один из матросов рискнул покинуть судно - и утонул на глазах товарищей.
Источник Интернет.
Вблизи пострадавшего судна находился черкесский аул Чусхаб. Чусхабцы, заметивши крушение судна, немедленно дали знать в Новороссийск об этом. Для спасения экипажа и судна из Новороссийска послана была на рысях команда из 40 донских казаков и за нею рота солдат.
Казаки прибыли на место происшествия далеко раньше пехотинцев и решили немедленно спасти моряков. Но как это сделать?
Не было иного средства, как превратить казачью кавалерию в мореходную и с помощью её снять с судна моряков. Так рассудили донцы и кликнули клич, кто возьмётся это сделать. Из 40 человек вызвалось 15 охотников поплыть в море на лошадях за погибавшими моряками.
Но первая же попытка в этом роде окончилась полною неудачей. Сухопутная кавалерия не освоилась ещё с мореплаванием. Волны сшибали казаков с лошадей и остальным казакам приходилось спасать вместо моряков своих же товарищей.
Но казаки не опустили рук. Снова и снова гнали они лошадей вперёд в волны, - и снова и снова свирепые волны выбрасывали обратно на берег людей и животных. Мокрые добровольцы выбивались из сил и дрожали от холода.
Неужели казакам придётся признать себя побеждёнными морем? Что же тогда скажет им Синий Дон? Донцы не могли допустить мысли о невозможности одолеть доброму всаднику волны. До судна было так недалеко. Казалось, стоило только подать руку, чтобы спасти погибавших моряков. Подумали-подумали обескураженные донцы и остановились на средстве, с которого следовало бы начать экспедицию в море. Вместо того, чтобы держаться в воде друг за друга и за лошадей, нужно было сделать из лошадей живой плот. Казаки пустили в ход уздечки и подпруги, связали ими лошадей и, держась за ремни, казачьей «лавой» двинулись к судну.
На этот раз спасовали морские волны перед казаками. Донцам удалось пробраться к самому судну и снять шкипера, матроса и гвардиона с судна. Но море жертв хотело. Бушующие волны вырвали из рук спасителей шкипера - и он погиб в волнах.
Пример такой самоотверженности облагораживающим образом подействовал и на черкесов. Черкесы забыли свою вражду к русским и всячески старались помочь донцам спасти погибающих. Мало того собственно. Чухабцы вооружились и стали на защиту имущества с погибшего судна, когда удалились русские и когда на место происшествия явились другие горцы и хотели разграбить выброшенные на берег вещи с судна.
Что сталось с черкесами? Они заразились подвигом героев, рисковавших жизнью из-за спасения ближних. Иного объяснения нельзя дать, потому что чусхабцы сохранили вещи не для себя, а для тех, кому они принадлежали.
Так заразителен бывает добрый пример.

Комментариев нет:

Отправить комментарий